Как говорилось в фильме "Простая история": хороший ты мужик, но не орел. Казалось бы игра предлагает достаточно возможностей и новинок, чтобы понравиться. Но такого удовольствия, какое было от первой Hegemony Gold, она не приносит. Хотя новичкам, тем кто не видел прежние части, особенно первую, игра может приглянуться.
Правда к тем же новичкам игра, можно сказать, неласкова при первом знакомстве. Практически отсутствует туториал, так что разбираться в тонкостях игры приходится методом проб и ошибок. Конечно, основные принципы опытным игрокам становятся понятны быстро, но вот детали... Именно детали не дают продвигаться вперед. То, что снабжение города рыбой останавливается в период зимних штормов узнаешь как раз в декабре, хотя до того игра не трудится сообщить почему нельзя надеяться только на рыбу, но хорошо бы еще и еда с зерноферм и виноградников, или хотя бы поднакопить ее на зиму. И вообще как ее копить, как работает система снабжения надо додумать самому. Рабы и рабочие успешно работают в шахтах, однако вторые стоят денег, о чем опять же заранее неизвестно. То, что золото в игре решает если не все, то очень многое, постигаешь, когда постоянно сидишь в минусе, а при этом не можешь распустить отряды из-за атак рейдеров или агрессивных соседей. Готовься, завоеватель, поначалу будет непросто, ставить игру на паузу придется часто.
Графика похорошела, если сравнивать с предшествующими выпусками. Конечно не Total War, но на максимальном приближении уже нет никаких угловатых роботоподобных солдат и примитивно выглядящих городов, а вполне качественные модели людей и зданий с достойной анимацией.
Карта игры не делится на стратегическую и тактическую части, она переходит между ними на определенном уровне приближения. Цветовая гамма стратегической части выбрана не слишком удачно, она слишком темная, на ней плохо обозначены непроходимые части местности. К этому добавляются периодически возникающие проблемы с поиском пути юнитами. Видимо они тоже в недоумении смотрят на ту же карту, что и игроки, и с нетерпением ждут патчей, застрявши в горном проходе.
Игра пополнилась дополнительными возможностями в части развития городов, проведения исследований и набора опыта солдатами с генералами. Теперь города могут расширяться и застраиваться зданиями, в них можно сажать губернаторов для улучшения различных показателей. Города теперь настоящий центр жизни, их можно специализировать. В их опциях можно слегка запутаться из-за не очень внятного интерфейса, который похоже не был продуман, чтобы вместить такое количество элементов управления. И зачастую он выглядит неважно, в отличие от большинства других подобных игр, например на http://gamzona.com/. Ко всему можно привыкнуть, но все же иногда кажется, что информация или какие-то действия расположены в неожиданном месте.
Битвы, опять же, по набору тактических возможностей совсем не Total War. Однако основные действия и принципы - эффективный заход с фланга, топтание лошадьми пращников, "не лезь лошадью на сариссу", преимущество высоты при обстреле - безусловно присутствуют. Жаль, что убрали любопытную фичу со снабжением, когда в дальние походы следовало брать с собой орду рабов с едой или гнать отары овец для пропитания. Да это было несколько муторно, рабы восставали, а овец угоняли, но это добавляло реализма и заставляло тщательнее готовится к кампаниям. Может быть древние италики в походе превращались в вегетарианцев?
Теперь о том, в чем, на мой взгляд, главная потеря Hegemony III. В первой части Hegemony Gold была прекрасная кампания за Филиппа, царя Македонии, когда через систему промежуточных целей мы отыгрывали его путь к славе. Кампания была прекрасно выписана, цели были увязаны с реальными деяниями царя, в игру были введены реальные исторические лица и общеэллинские события IV в. до н. э. Помимо этого прилагалась более "песочная" кампания Пелопоннесской войны, где можно было сыграть практически за любой полис Эллады. Hegemony III, несмотря на формальное наличие двух кампаний - объединение этрусков и объединение Аппенин, - это просто песочница в раннеиталийском антураже. События генерируются автоматически и достаточно скучны: "избавься от лагеря рейдеров", "объедини три города", "снова избавься от рейдеров", "захвати регион другой фракции". И скучно, и грустно. Конечно, ранняя Италия это не классическая Греция. Но есть же Ромул, Рем и возникновение Рима, есть этрусские династии. По-моему разработчики просто поленились, или им не хватило средств от Кикстартера, или историк ушел в отпуск, или и т. п. Дав большой выбор, целых 25 фракций в кампании объединения Аппенин, они не наполнили игру интересными событиями и приходится угрюмо завоевывать карту. В результате игра лишилась своей нарративной изюминки, а без нее, мне кажется, немногим будет интересно просто воевать за греческий Кротон против соседнего самнитского городка.